АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИТОГАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
В МОУ СОШ № 101
за I полугодие 2007-2008 учебного года.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЯ
Управление качеством воспитательного процесса в МОУ СОШ № 101 связывается, прежде всего, с информационно-аналитической деятельностью заместителя директора школы по воспитательной работе как основного инструмента управления.
Основной целью воспитания ставилась поддержка ребенка на пути обретения им свободоспособности, т.е. развитие самосознания, приобщение к культурным ценностям, освоение cоциальных и культурных компетенций.
Также, воспитательная работа строилась в соответствии с «Программой развития воспитательной системы МОУ СОШ № 101», в которую входят пятнадцать подпрограмм:
• «Взаимодействие МОУ и семьи».
• «Социально-педагогическая профилактика подростков от наркологической зависимости».
• «Программа патриотического воспитания учащихся».
• «Программа здорового питания».
• «Программа педагогической поддержки одаренных детей».
• «Программа профилактики табакокурения среди подростков».
• «Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
• «Программа формирование здорового образа жизни учащихся».
• «Программа воспитания толерантности учащихся»
• «Программа профилактики суицидального поведения подростков»
• «Программа Мир наших прав».
• «Программа профессионального самоопределения учащихся».
• «Программа развития физической культуры в МОУ СОШ № 101».
• «Программа деятельности библиотекаря».
• «Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся во время итоговой аттестации».
Главная идея воспитательной системы школы:
Приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации.
Воспитательная система школы решает следующие задачи:
• Формирование у детей картины мира - целостной и научно-обоснованной
• Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины.
• Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
• Формирование у подрастающего человека креативности, "творческости" как черты личности.
• Формирование самосознания, осознания собственного "я", помощь ребенку в самореализации.
Статистический анализ возможностей педагогического и ученического коллектива:
· Количественный состав классных руководителей: 23 человек.
· Количественный состав руководителей кружков и секций: 7 человек.
· Наполняемость классов: 562 чел;
· Наполняемость кружков: 481 чел;
· Наполняемость секций: 30 чел.
Название кружков и секций, руководитель:
1. Изобразительное искусство, руководитель: Метелева Л.А.
2. Волейбол, руководитель: Толстухина Т.Г.
3. Информационные технологии: «Создание эффективной презентации», руководитель: Хаткевич Е.А.
4. Музыкальный час, руководитель: Рокотянская Т.В.
5. Детская риторика, руководитель: Соловьева О.Н.
6. Детская риторика, руководитель: Тяпкина А.И.
7. Профориентация, руководитель: Глубокова Е.А.
Информация о занятости учащихся в системе дополнительного образования (на 01.01.2008г).
Количество обучающихся в МОУ СОШ № 101 |
562 |
|||||||
Количество учащихся, занимающихся в системе дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. |
В объединениях художественно-эстетической направленности |
В объединениях физкультурно-спортивной направленности |
В объединениях технического творчества |
В объединениях интеллектуального творчества |
В объединениях эколого-биологической направленности |
В военно-патриотических объединениях |
В других объединениях |
Итого |
252 |
30 |
45 |
199 |
- |
- |
- |
526 |
|
Процент от общего количества обучающихся. |
45% |
5% |
8% |
35% |
- |
- |
- |
93% |
Количество обучающихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образованиях детей системы образования |
45 |
28 |
- |
7 |
- |
- |
- |
80 |
Процент от общего количества обучающихся. |
7% |
5% |
- |
1% |
- |
- |
- |
13% |
Количество обучающихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования системы культуры |
23 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
23 |
Процент от общего количества обучающихся. |
4% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4% |
Количество обучающихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образованиях детей системы физкультуры и спорта |
- |
38 |
- |
- |
- |
- |
- |
38 |
Процент от общего количества обучающихся. |
- |
9% |
- |
- |
- |
- |
- |
9% |
Итого |
320 |
96 |
45 |
206 |
|
|
|
667 |
Процент от общего количества обучающихся. |
60% |
17% |
8% |
37% |
|
|
|
119% |
Результативность участия классов школы во внеклассной деятельности
Классными руководителями была разработана и реализуется социально-досуговая программа на 2007-2008 учебный год. Составлена программа деятельности классного руководителя на 2007-2008 учебный год. Были определены цели, задачи внеклассной деятельности.
Воспитательная работа в школе составлена с учетом концепции «Город—воспитывающий социум» и основана на основании «Программы развития воспитательной системы МОУ СОШ №101». Цель: поддержка учащихся на пути обретения им свободоспособности, развитие самосознания; приобщение к культурным ценностям; освоение социальной и культурной ценности.
Цель внеклассной деятельности: интеграция индивида в общество, в различные типы социальных общностей; повышение уровня самореализации школьников, развитие их творческих, интеллектуальных, научных, художественных, технических, спортивных, коммуникативных способностей.
За I полугодие 2007 – 2008 учебного года были организованы и проведены следующие внеклассные мероприятия:
1.Сентябрь: «День Знаний»; «Золотая осень»; «Челябинску 271 год»; «Челябинск стартует»; «Акция образование всем детям»; «Внимание дети», Совет «Профилактики»; Сборы ученического актива «Инициатива»; Тематические классные часы.
2.Октябрь: «День Учителя»; «Зарница»; «Мисс осеннее очарование 2007»; «Экскурсии по Челябинской области»; «Баскетбол»; «Акция Осенние каникулы», Совет «Профилактики»; Сборы ученического актива «Инициатива», Тематические классные часы.
3.Ноябрь: «Акция Защита»; «Лучшей маме на свете»; «Выборы президента школы»; «Дружная семейка»; «Мониторинг эффективности воспитательного процесса в деятельности кл.рук.». Сборы ученического актива «Инициатива», Тематические классные часы.
4.Декабрь: «Шаг в будущее»; «Шаг к Парнасу»; «Зимняя сказка»; «Новогодние утренники»; «Выпуск школьной газеты «ШколЯр»»; Открытие «Школьного Стадиона»; «Итоговые линейки»; «Акция Зимние каникулы», Совет «Профилактики»; Сборы ученического актива «Инициатива», Тематические классные часы.
Каждое мероприятия подвергалось анализу и обсуждению как на совещании педагогов, так и на сборе школьного актива. Где вносились предложения и замечания по поводу каждого мероприятия.
Работа с классными руководителями:
Методическая работа с классными руководителями строится по следующим параметрам:
Все классные руководители с 1 по 11 класс обеспечены основными нормативно – методическими рекомендациями, которые входят в сборник «Папка классного руководителя школы».
Ежемесячно проводились совещания и собеседования заместителя директора по воспитательной работе школы с классными руководителями по организации, реализации различных мероприятий, методической деятельности классного руководителя и др.
Работа социально – психологической службы.
1.Проведение акции «Образование всем детям»;
2.Проведение акции «Дети улиц»;
3.Проведение акции «Защита»;
4.Посещение семей находящихся в социально – опасном положении (еженедельно);
5.Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6.Проведение заседаний Совета профилактики (ежемесячно);
7.Проведены психологические исследования:
· «Уровень готовности к школьному обучению» в 1-х классах;
· «Уровень психического развития» в интегрированных классах;
· «Уровень учебной мотивации и адаптации» уч-ся с 1 по 4 классы;
· «Уровень мотивации старших школьников» уч-ся 10-х классов;
· Индивидуальная психодиагностика по запросам родителей и педагогов;
· Анкетирование, опросы в рамках проводимых акций.
8.Оказание психологической помощи ребенку, разобраться в вопросах самовоспитания и взаимоотношений с родителями, с учителями, со сверстниками;
9.Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса;
10.Реализация программ: «Взаимодействие МОУ и семьи».
· «Социально-педагогическая профилактика подростков от наркологической зависимости».
· «Программа педагогической поддержки одаренных детей».
· «Программа профилактики табакокурения среди подростков».
· «Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
· «Программа формирование здорового образа жизни учащихся».
· «Программа профилактики суицидального поведения подростков»
· «Программа профессионального самоопределения учащихся».
· «Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся во время итоговой аттестации».
По результатам работы были сделаны следующие выводы, что:
· Работа социально – психологических служб позволяет отследить социальную ситуацию развития в школе, выявить основные проблемы и определить причины их возникновения, пути и средства их разрешения;
· Оказывает помощь детям в определении своих возможностей, способностей, исходя из склонностей, интересов, состояния здоровья.
· Содействует педагогическим работникам, родителям в воспитании и обучении детей.
Работа школьного библиотекаря
Одной из задач работы является разработка библиотечных технологий и методики совместной деятельности педагогического коллектива и библиотекаря по развитию интересов и творческого развития учащихся. Реализация данной задачи началась с ряда воспитательных мероприятий:
Организованы:
1) Книжные выставки по различным тематикам.
2) Литературные игры.
3) Литературные вечера.
4) Библиотечные уроки.
Хочется отметить положительную и эффективную работу школьного библиотекаря в соответствии с планом работы были проведены все заявленные мероприятия. Анализ данных мероприятий показал высокую эффективность.
Развитие самоуправления в школе:
Органы ученического самоуправления нужны и полезны для успешной социализации учащихся, для содержательно – продуктивного общения, для научения детей реализовать себя рамках тех или иных социальных ролей.
Есть у детей самотекущая жизнь, для которой свойственны субкультурные проявления, и эта жизнь отражает в значительной мере реалии сегодняшнего дня во всех их проявлениях. Анализ ученического самоуправления показал, что уровень самоуправления в старших классах выше, чем в классах средней школы. Это связано с возрастными особенностями и активностью учащихся, заниматься самоуправленческой деятельностью.
Активом школы было подготовлены и проведены мероприятия: «Золотая осень»; «Мисс осень 2007г.», «Выборы Президента школы», «День Учителя», Сбор макулатуры и др. которые способствовали повышению уровня самоуправления среди учащихся старшего звена.
Контрольно-диагностическая функция в управлении воспитательным процессом в школе:
Уметь грамотно контролировать работу школы и по плану—значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива на основе точного расчета, научно проверенных форм и методов и точных календарных сроков.
Контроль состоит в подтверждении того, что все идет в соответствии с принятым планом, существующими директивными документами и принятыми принципами управления.
При реализации данного вида деятельности были проведены следующие мероприятия:
-собеседование при заместителе директора по воспитательной работе (социальные педагоги, педагог-психолог, классные руководители, педагоги организаторы, педагоги дополнительного образования);
-методические совещания по повышению уровня педагогических работников посвященных повышению уровня воспитанности учащихся;
-диагностика психологическая и педагогическая, которая позволяет контролировать и планировать необходимые мероприятия по воспитательной работе;
-контроль за проведением классных часов, круглых столов, бесед и т.д.
Вид контроля |
IX |
X |
XI |
XII |
Собеседование |
2 |
1 |
2 |
2 |
Совещания |
2 |
3 |
2 |
2 |
Педагогическая диагностика |
1 |
1 |
- |
1 |
Психологическая диагностика |
1 |
1 |
2 |
- |
Внутришкольный контроль |
- |
+ |
- |
- |
Контроль за Кл.ч., беседами, дискуссий и т.д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах—результативном и процессуальном. Воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях—наблюдаемых признаках поведения и сознания. Можно сказать, что результативность за I полугодие 2007-2008 учебного года находится на уровне выше среднего. Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватны цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагогического коллектива. О процессуальной оценке можно сказать, что она находится на уровне выше среднего.
Все выше перечисленное дает право оценить воспитательную работу за I полугодие 2007-2008 учебного года положительно (уровень выше среднего).
Воспитательная работа в школе главным образом опиралась на регулярные сборы школьного актива, МО классных руководителей, МО дополнительного образования, собеседований при заместителе директора по ВР где происходило непосредственное общение зам. по ВР и классного руководителя, социального педагога, библиотекаря, педагога-психолога, педагога-организатора, учащихся, обсуждались проблемы школы и класса, выслушивалась информация по разным темам, подводились итоги, которые помогали лучше узнать индивидуальные возможности и личные качества учителей, родителей и учащихся.
Также реализуется «Социально-досуговая программа для обучающихся МОУ СОШ № 101». В реализации, которой создавалась система массовых, досуговых мероприятий по основным направлениям воспитания:
- гражданско-патриотического;
- нравственно-правового;
- художественно-эстетического;
- спортивно-оздоровительного.
Была усовершенствована система школьного самоуправления.
Реализованы планы совместной работы с учреждениями ДО, культуры, ДОУ, МОУ, общественными организациями.
Частично реализован и второй этап программы развития ВС МОУ, этап функционирования и развития ВС, диагностики и подведения промежуточных результатов:
- Реализуется городская, районная социально-досуговая программы;
- На достаточно высоком уровне реализуется план деятельности Психологической и социальной служб сопровождения МОУ.
Подводя итоги за I полугодие 2007-2008 учебного года, хочется отметить, что поставленные цели и задачи реализованы и выполнены.
Приложение №1
Решение педагогического совета № 2
08.11.2007
Тема: «Мониторинг эффективности воспитательного процесса в деятельности классного руководителя».
Заслушав доклад директора школы Степановой Г.В., заместителя директора школы по ВР Делерайковой Ю.В. и выступления учителей Пылиной Т.А., Соловьевой О.Н., Цомкало Л.В., Глубоковой Е.А., Климовой О.Н., Тяпкиной А.И., Зайковой А.В., Бакиевой Л.Р., Худяковой В.Н., Болмосова В.И., Гареевой С.Н. педагогический совет отмечает, что в ходе подготовки и проведения педагогического совета была проделана большая подготовительная работа согласно плану подготовки и проведения педагогического совета:
Работа ВТК №2
Проведены:
а) Теоретические семинары:
«Понятие, принципы и алгоритм изучения эффективности воспитательного процесса»;
«Содержание и технология диагностического инструментария в воспитательной деятельности классного руководителя».
б) Практические семинары:
«Деловая игра- ММШ Модель личности выпускника».
Мастер-класс «Мониторинг эффективности программы деятельности классного руководителя».
в) Методический день.
г) Педагогическим коллективом изучена соответствующая научно – методическая литература.
Педагогический совет отмечает, что в ОУ созданы организационно - педагогические условия, способствующие внедрению «Мониторинга эффективности воспитательного процесса в деятельности классного руководителя». Педагоги школы совершенствуют свою профессиональную подготовку в деятельности классного руководителя, применяют новые педагогические технологии, используют современные формы и методы работы по организации детского самоуправления. Для контроля, за деятельностью классного руководителя налажена тесная связь со всеми структурными подразделениями МОУ. В тесном взаимодействии работают классные руководители, педагог – психолог, социальный педагог, педагог-организатор, медицинский работник, учителя предметники, администрация, общественные организации, что позволяет на всех этапах работы классного руководителя активно взаимодействовать с учащимися.
Во внеклассной деятельности педагогами проводятся беседы, классные часы и родительские собрания, организуются круглые столы по вопросам «Мониторинга эффективности воспитательного процесса в деятельности классного руководителя».
Организация работы по реализации «Мониторинга эффективности воспитательного процесса в деятельности классного руководителя» в МОУ носит деятельностный характер, что обеспечивает включение учащихся, педагогов, родителей (их законных представителей) во все этапы планирования, подготовки и проведения социально значимых мероприятий.
Во внеклассной деятельности педагогами проводятся беседы, классные часы и родительские собрания, организуются круглые столы по вопросам знакомства «Мониторинга эффективности воспитательного процесса в деятельности классного руководителя».
Организация работы по «Мониторингу эффективности воспитательного процесса в деятельности классного руководителя» в МОУ носит деятельностный характер, что обеспечивает включение учащихся, педагогов, родителей (их законных представителей) во все этапы планирования, подготовки и проведения социально значимых мероприятий.
На основании работы по реализации «Мониторинга эффективности воспитательного процесса в деятельности классного руководителя» в МОУ педагогический совет решает:
Председатель педсовета МОУ СОШ № 101 Г.В. Степанова
Секретарь педсовета И.А. Деева
Приложение № 2
Профилактические мероприятия по повышению эффективной работы по профилактики безнадзорности и правонарушений с несовершеннолетними
МОУ СОШ № 101
Количество учащихся, находящихся в социально опасном положении. |
Какие принимались меры по оказанию им помощи. |
В 2006-2007 учебном году - 36 учащихся |
• Летняя оздоровительная компания МОУ СОШ № 101 (30 уч. - 83%); • Дополнительное образование детей (33 уч. – 92%); • Совещания при зам. директоре школы по ВР «Обеспечение прав несовершеннолетних в городской образовательной системе»; • Внутри школьный контроль за учетом посещаемости учащихся 1-11 классов; • Изучение жилищно-бытовых условий (условия проживания, количество человек в семье, санитарно-гигиеническое состояние квартиры и т.д.); • Индивидуальные консультации педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя с семьей учащихся; • Профилактические беседы, классные часы, классного руководителя с детьми (правила поведения в школе, нравственно-правовое воспитание, профилактика ПАВ и др.); • Взаимодействие классного руководителя: с социальной, психологической службой школы; ПДН УВД, Детской поликлиникой № 2 и др. организациями; • Определение в какой помощи нуждается ребенок и семья, меры (определение в лагерь соцзащиты, педагогическая помощь, консультации психолога, репетиторство, помощь органов соцзащиты, работа ПДН УВД и т.д.). |
Название кружка или спорт. секции в МОУ |
Кол-во учащихся в них |
В том числе, состоящих на учете |
||||
В ОПДН |
Пед. учет |
Находящихся в соц.опасном положении |
Группа риска |
Другой (указать какой) |
||
«Юные алхимики» |
88 |
- |
5 |
3 |
6 |
- |
«Музыкальный час» |
192 |
- |
- |
1 |
- |
- |
«Юные туристы краеведы» |
15 |
- |
- |
- |
- |
- |
«Уголовная и административная юстиция» |
16 |
- |
- |
- |
- |
- |
«Риторика» |
22 |
- |
- |
- |
- |
- |
«Информатика» |
22 |
- |
- |
- |
- |
- |
«Волейбол» |
32 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
«Развитие речи» |
40 |
- |
- |
1 |
- |
- |
«Эффективная презентация» |
86 |
- |
1 |
- |
- |
- |
«Хор» |
50 |
- |
- |
- |
- |
- |
Учреждение доп.образования |
Название кружка или спорт.секции |
Кол-во уч-ся МОУ, посещающих |
В том числе, состоящих на учете |
||||
В ОПДН |
Пед. учет |
Находящихся в соц.опасном положении |
Группа риска |
Другой (указать какой) |
|||
ЦДЮ |
Вольная борьба |
2 |
1 |
- |
1 |
2 |
- |
Клуб «Творчество» |
Тхэквондо |
4 |
1 |
3 |
- |
- |
- |
Клуб «им. Титова» |
Танцевальный |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
ЦДЮ |
Радеотехнический |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
Осуществление правовой пропаганды в МОУ. Как осуществляется правовая пропаганда в ОУ (для учащихся, педагогов, родителей):
• Общешкольные мероприятия: Круглые столы, лекции, встречи с интересными людьми и т.д.: Встреча с писателем В. Вафиным, с членом комиссии по правам человека. Рейды совместно с инспектором ОПДН Н.В. Киршиной, Беседа с председателем КТОСа Максимовой Е.М., Беседы с инспектором Чистельниковой Л.С.
• Родительские собрания посвященные профилактике безнадзорности и правонарушений.
• По предупреждению безнадзорности и беспризорности школа принимала участие в акциях: «Образование всем детям», «Защита», «Брошенные дети», «В XXI век без наркомании», «За здоровый образ жизни», «Дети против СПИДа».
• Разработка и реализация подпрограмм «Программы развития воспитательной системы МОУ СОШ № 101 г. Челябинска»:а) «Профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2006-2010 гг.». б) «Психолого-педагогическая программа профилактики табакокурения у школьников 1-4 и 5-8 классов на 2006-2010 гг.». в) «Социально-педагогической профилактики подростков от наркотической зависимости на 2006-2010 гг.».
• Индивидуальная, профилактическая работа с семьями учащихся. Реализация подпрограммы «Взаимодействие МОУ и семьи».
• Профилактические беседы, классные часы, классного руководителя с детьми (правила поведения в школе, нравственно-правовое воспитание, профилактика ПАВ и др.).
• Взаимодействие классного руководителя: с социальной, психологической службой школы; ПДН УВД, Детской поликлиникой № 2 и др. организациями.
• Совет профилактики МОУ СОШ № 101.
• Педагогический учет в МОУ СОШ № 101.
• Профилактический учет в ПДН УВД Тракторозаводского района.
Мероприятия по повышению эффективной работы по профилактики безнадзорности и правонарушений с несовершеннолетними МОУ СОШ № 101:
1. Включение родителей в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в семье;
2. Повышение уровня владения информацией о тех центрах, организациях, которые могут помочь в решении проблем при работе с детьми, имеющими отклонения от норм поведения и их семьями;
3. Систематизирование работы с ОПДН и другими организациями, которые привлекаются при работе с подростками;
4. Повышение уровня педагогической компетентности социальных педагогов по организации и проведению тренингов, дискуссий с детьми, имеющими отклонения от норм поведения.
5. Разработаны меры поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимися в группе риска.
6. Внесены в планы работы классных руководителей мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.
7. Организовать в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятия по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся.
8. Привлечения органов родительского соуправления, попечительские и управляющие советы к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей.